Примечания

    Государственный Русский музей (до 1917 года "Русский Музей Императора Александра III") - крупнейший музей русского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I.   Официальное открытие музея - 7 марта 1898 года.
    13 апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II "Об учреждении особого установления под названием *Русский музей императора Александра III* и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом".
    Коллекция берет своё начало с произведений, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины),
Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, Гатчинского и Александровского дворцов (95 картин), из частных коллекций.

    ГРМ С ФИЛИАЛАМИ:    
Михайловский дворец (1819-25)
Вид с птичьего полёта
Михайловский замок (1797-1800)
Мраморный дворец (1767-85)
Строгановский дворец (1738-43)
Летний дворец Петра I (1844)
В зале музея
В зале музея
В зале музея
В зале музея
    К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства). За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое.
    На 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики,
    . декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.
    В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция значительно увеличилась, благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921-1928).
    В 1941 году в связи с началом Отечественной войны большую часть коллекции (свыше семи с половиной тысяч самых ценных экспонатов) эвакуировали в Пермь. Оставшуюся часть коллекции укрыли в подвалах здания. За время войны 1941-1945 годов ни один музейный экспонат не пострадал.
    В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы 12-15
веков ("Чудо Георгия о змие", "Борис и Глеб", "Архангел Гавриил", "Сергий Радонежский с житием"), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон 12 - начала 20 века.
    Реформы Петра I затронули все стороны жизни Росси, в том числе и искусство. Приглашаются художники из-за рубежа, посылаются на учебу в Европу. Немец И.Г.Таннауэр был первым, познакомившим с европейским барокко. И.Н.Нткитин был одним из первых пенсионеров, посланных на учебу за границу. И.Г.Таннауэр, французы Б.Ш.Митуар, Ж.Л.Вауль, Н.С.Фросте и многие другие иностранные
живописцы, работая в России, внесли большой вклад в развитии русской живописи.
    Восприняв в начале 18 века новшества западноевро- пейской живописи, русские художники не только освоили их традиции, но и выработали свои композиционные схемы и содержательность портретного изображения. Портреты отражают специфические русские черты.
Изображениям свойственны полнокровное восприятие окружающего мира, более насыщенная цветовая гамма, большее внимание к одежде. Русский портрет стал вровень с лучшими образцами западноевропейской портретной живописи.
В одном из персонажей картины "Последний день Помпеи" Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница, графиня Юлия Самойлова, фигурирует на полотне трижды.
    Родоначальником реализма в бытовом жанре был П.В.Федотов.
  Реализм станет основной чертой в работах передвижников.
    В работах пейзажистов большое разнообразие. От лирических А.К.Саврасова, А.И.Куинджи, Ф.А.Васильева до монументальных И.И.Шишкина. На картинах запечатлены виды городов.
    И.К. Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью, и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин. Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски - красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.
    Произведения конца 19 - начала 20 века составляют более половины дореволюционной живописи в собрании Русского музея. Они представляют все направления и самые различные течения этого бурного времени.
    И.И. Шишкину и И.И. Левитану была близка русская природа, полянки, стога сена, леса, березовые рощицы, голубые дали озер. И каждый из них по-своему передавал красоту необъятных просторов своей Родины.
Всего И.Е.Репин написал три картины "Запорожцы пишут
письмо турецкому султану", основная в Русском музее, вторая (1889/96 гг. не закончена) передана из ГТГ в Музей изобразительных искусств в Харькове, и в ГТГ остался первоначальный эскизный первый вариант (1887 г.).   / ИЛЛЮСТРАЦИИ /
    Любовь к своей стране, к своему народу и его прошлому проявлялась у многих русских художников.   Исторический живописец
В. И. Суриков показал в своих работах важные эпизоды героического прошлого нашего народа - "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Разин"
    Основная тема в работах В.М.Васнецова - былинно-сказочные сюжеты. "Витязь на распутье" - одна из лучших его картин.
    М.В.Нестеров всегда стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. А.Е.Архипов выражал в своих работах чувство глубокой любви и привязанности к простой жизни работящих людей.
    Трактуя евангельское событие как подлинно историческое, в картине "Христос и грешница", В.Д.Поленов, посетив Палестину, Сирию и Египет, в картине изобразил действительно существовавший храм.
    Кроме Товарищества передвижников, определившего пути развития живописи во второй половине 19 века, другим значительным объединением художников России на стыке веков был "Мир искусства", в котором состояли Б.Д.Григорьев, В.А.Серов, Л.С.Бакст, К.А.Коровин, Б.М.Кустодиев, К.С.Петров-Водкин, сделавшим многое для сохранения истинно русского наследия в искусстве и активной пропаганде его в Европе.
    Творческая манера К.С.Петрова-Водкина связана с традициями древнерусской иконописи, переплетающимися с чертами русского модерна и французского фовизма.
    Русский музей располагает двумя знаменитыми "квадратами" К.С.Малевича - "Чёрным" и "Красным", работами других авангардистов - П.Н.Филонова и М.З.Шагала.
    Произведения соцреализма широко представлены в Русском музее. Жизнь страны, подвиги в Отечественной войне и свершения мирного
строительства нового общества отражены в живописи и графике, в том числе С.В.Герасимова, блестящего мастера передачи световоздушной среды, П.П.Кончаловского, стремившегося соединить конструктивность цвета П.Сезанна со стихийной
праздничностью красок, родственной русскому народному искусству, Владимира А.Серова, представителя и апологета искусства соцреализма, Г.М.Коржева, яркого представителя "сурового стиля" в живописи, Д.Д.Жилинского, В.М.Сидорова и многих других замечательных художников.
    В конце 1980-х годов был создан отдел новейших течений. Одна из задач отдела — собирательство новых, нетрадиционных видов искусства с отслеживанием наиболее актуальных и отражением их в собрании музея.


      При оформлении страницы были использованы данные и выдержки из сайтов:
_http://www.rusmuseum.ru/, _https://ru.wikipedia.org/wiki/, _http://journal-shkolniku.ru/russkii-musei.html, https://kudago.com/spb/news/interesnye-fakty-o-kartinax1/