Государственная Третьяковская галерея имеет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.
  Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832 Москва - 1898 Москва), такой, как он и задумал, сохранилась она до наших дней. В ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов с 10 века по настоящее время.
   
ИКОНЫ, 18 - 19/20 ВЕКА
    В 1850-х П.М.Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".
    Иконы Андрея Рублева "Спас", "Архангел Михаил" и "Троица" принадлежат к высшим достижениям русского и мирового искусства
    Первые иконы Павел Михайлович приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего шестьдесят две иконы. Но Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что "он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее"
    В настоящее время собрание древнерусского искусства насчитывает более пяти тысяч экспонатов всех периодов и направлений, в т.ч. около 4000 икон.
    Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома, в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых купила в 1851 году. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
    В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи.
    Одной из двух первых картин, приобретённых П.М.Третьяковым, послуживших началом знаменитого собрания, была картина Л.Г.Худякова "Стычка с финскими контрабандистами" (второй картиной была "Искушение" 1856г. Н.Г.Шильдера (марки, увы, нет).
    В 1860 годы у П.М.Третьякова появился замысел - создание исторической портретной галереи выдающихся русских людей. Замысел был осуществлён в основном в 1870-80 годы, благодаря практике заказов портретов у известнейших русских портретистов.
    Галерея располагает портретами представителей всех слоёв русского общества, начиная с петровских времён по настоящее время, исполненными художниками, жившими и работавшими в нашей стране в разное время. "Крестьянский обед" - картина зачинателя бытового жанра в России М.Шибанова, живописца из крепостных.
    Наибольших успехов живопись второй половины 18 века достигает в жанре портрета благодаря работам Ф.С.Рокотова (портрет ххх В.И.Майкова), А.П.Лосенко (портрет Ф.Г.Волкова), Д.Г.Левицкого (портрет Н.И.Новикова), В.Л.Боровиковского (портрет М.И.Лопухиной).
    Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков, тем не менее, с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох 18 - первой половины 19 веков.
      В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда П.М. Третьяков и пополнял постепенно свою коллекцию. Благодаря выставке и приобретениям у других коллекционеров, в собрании представлены замечательные работы мастеров первой половины 19 века, но большая часть произведений этого периода в Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя.
    Ведущим направлением в живописи первой трети 19 века был классицизм, этот период в портретном преобладающем жанре представлен работами О.А. Кипренского. В это время формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет. Яркий пример романтического портрета - произведение О.А.Кипренского "Портрет А.С.Пушкина" .
    Уже к моменту передачи картинной галереи в дар городу, в ней насчитывалось 518 графических произведений русской школы, со временем раздел графических работ значительно пополнился работами художников, связанных с Россией, полученными в дар и приобретёнными на аукционах.
    В работах В.А.Тропинина ("Кружевница" ), находящихся в галерее, свой стиль изображения - придание естественности, ясности, уравновешенности несложным композициям, нередко портретам-картинам с привнесением черт жанровой живописи. Своим творчеством он способствовал укреплению реализма в русской живописи. Благодаря портретам современников, выполненными В.А.Тропининым (портрет К.П.Брюллова), С.С.Щукиным (портрет Павла I), П.Е.Заболотским (потрет М.Ю.Лермонтова), другими художниками, зритель галереи может иметь представление о царях, архитекторах, поэтах и других знаменитых и не знаменитых - простых людях, живших в России 19 века.
    В галерее находятся полотна яркого представителя классицизма в России - К.П. Брюллова. Это в основном портреты, выполненные в романтическом стиле.
    В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
    Галерея Третьякова обладает лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова . В отдельном специальном зале находится его шедевр "Явление Христа народу"
    В галерее представлены работы родоначальника бытового жанра в России - А.Г.Венецианова ("На пашне весна" ), посвятившего себя изображению крестьянской жизни, как она есть, с чертами сентиментализма, но без приукрашивания действительности. П.М.Третьяков приобрел для галереи и портрет Н.В. Гоголя, бывшего в расцвете сил, написанный Ф.А. Моллером, находившимся с ним в Италии
    Русская жанровая живопись началась с работ художника П.А.Федотова ("Сватовство майора"), которые и подтолкнули П.М. Третьякова к мысли о создании музея. Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России сороковых годов, с образами от карикатурных до трагических.
Искусствоведы до сих пор спорят - не изобразил ли самого себя на картине "Неравный брак" В.В. Пукерев.
    Зародившийся, как самостоятельный, в конце 18 века пейзажный жанр представлен с большой точностью исполненными работами первого русского мастера-пейзажиста
    К просчетам, приписываемым П.М.Третьякову относится то, что он недостаточно внимания проявлял знаменитому пейзажисту-маринисту И.К.Айвазовскому, автору почти 6000 произведений, многие из которых уже тогда считались шедеврами.
    Лирические картины Ф.А. Васильева, такие как "После грозы" , полны глубокого настроения, они передают мельчайшие изменения в природе, сохраняя при этом обобщённость, достигавшиеся художником использованием тончайших световых отношений. Исторические события и быт древней Руси отображены в картинах В.В.Верещагина ("Скобелев под Шипкой"), А.Д.Кившенко (Военный совет в Филях"), А.П.Рябушкина ("Свадебный поезд в Москве"), К.Д.Флавицкого ("Княжна Тараканова").
    В галерее зритель может полюбоваться работами М.А. Врубеля ("Гадалка" ,), выполненными в полном таинственности и почти демоническом стиле, порой с беспредельной фантазией.   Работы М.А.Врубеля ("Демон" ), представителя "Мир искусства" А.Я. Головина ("Вече во Псковском Кремле") - отражение новых веяний в искусстве на рубеже веков
    Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую думу".
            РАБОТЫ   ПЕРЕДВИЖНИКОВ
    С возникновением Товарищества передвижных художественных выставок собирательство П.М.Третьякова тесно связано с этим объединением художников, в которое входили лучшие представители изобразительного искусства того времени в России. П.М.Третьяков разделял с ними убеждение в том, что искусство призвано служить народу в стране, в том числе, и в русских провинциях.
  Неудивительно поэтому, что работы художников - передвижников составляли большую часть собрания П.М.Третьякова при его жизни и значительную в музее в наше время, спустя полтора столетия.
    В нашей стране за период с начала выпуска марок по сегодняшний день репродукции работ художников - передвижников составляют почти половину из более трёхсот репродукций произведений, находящихся в Третьяковской галереи, на почтовых марках.
    В 1863 году в результате, так называемого, "бунта 14" в Петербургской Академии и созданием вначале "Артели", а позже "Товарищества передвижных художественных выставок" (просуществовало до 1923 года) образовался коллектив художников, объединённых чёткой идейной программой - отображать жизнь со всеми её социальными проблемами.   Возглавил Товарищество И.Н.Крамской (1837 - 1887).
    И.Н.Крамской был не только замечательным организатором и критиком, он создал галерею образов крупнейших деятелей русской культуры своего времени, сумел выразить в своей картине "Христос в пустыне" духовную драму человека - своего современника.
    Визит П.М. Третьякова к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной".
    Морально-этические проблемы, как и у И.Н.Крамского, подняты и в картинах с историческими и христианскими сюжетами передвижником Н.Н.Ге. Портреты Н.Н.Ге отличаются своей эмоциональностью, иногда драматизмом, как, например, портрет А.И.Герцена.
    Товарищество было создано по инициативе Г.Г.Мясоедова, поддержано Н.Н.Ге, В.Г.Перовым, И.Н.Крамским, А.К.Саврасовым, К.Е.Маковским, И.И.Шишкиным, другими членами - учредителями, подписавшими первый Устав.
    Острой сатирой, сменившейся позже юмором, проникнуты жанровые картина В.Г.Перова,такие, как "Чиепитие в Мытищах", в галерее одни из лучших портретных работ художника. Вокруг него формировались художники - жанристы открыто социальной направленности.
    Демократизмом проникнуты работы и пейзажного жанра. Красота среднерусского простого ландшафта в лирических, интимных картинах А.К.Саврасова ("Грачи прилетели").
    Работам И.И.Шишкина присуще не только монументальность размеров, они создают впечатление могущества, силы, величия и незыблемости русской природы - спелая рожь , вечнозелёные сосны .   В них приоритет светотени и рисунка над цветом, статичность. Продолжая лучшие традиции работ А.К.Саврасова и П.В.Васильева создаёт свои знаменитые картины "Золотая осень" , "Март" , "Над вечным покоем" И.И.Левитан, с подчеркнуто яркими красками, присущими весне и осени.
    Особое место занимают пейзажи с поразительными романтичными эффектами освещения, созданные А.И.Куинджи ("Лунная ночь на Днепре"),   В галерее одна из работ А.И.Остроухова ("Сиверко" ), собравшего и передавшего позже Третьяковке лучшую той поры в России коллекцию икон. Самые острые проблемы общественной жизни подняты в работах Г.Г.Мясоедова ("Осеннее утро" ).
    Работы И.Е.Репина и В.И.Сурикова считаются вершиной демократического реализма второй половины 19 века, которые, каждый по-своему, создали героический образ народа. И.Е.Репин ("Запорожцы" ) проявил себя буквально во всех жанрах, оставив в каждом неизгладимый след.
    В 1913 году 16 января произошел инцидент: от рук вандала пострадала картина И.Е.Репина под названием "Иван Грозный и сын его Иван" (ПК). Работа была разрезана ножом, однако ее удалось восстановить полностью. Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
    И.Е.Репин оставил потомкам образы знаменитых людей (портрет И.М.Сеченова), прославивших русскую культуру (портрет М.П.Мусоргского), находя каждый раз наиболее выразительные приёмы для раскрытия образа портретируемого. Масштабные произведения выдающегося мастера исторического жанра В.И.Сурикова знакомят посетитей музея с героическими, а порой и драматическими, событиями в истории России - "Боярыня Морозова" , "Меншиков в Березове", правдиво передавая характерные черты русского народа. Его картины примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма.
    В картине "На бульваре" , посвятивший себя жизнеописанию крестьянства, В.Е.Маковский показал трагизм в отношениях села и города нищей пореформенной России.
    Любимой темой А.М.Васнецова ("Гонцы..." ) был 17 век, но в архитектурном плане. Облик древней Москвы, её улиц и строений запечатлены им на картинах.   Исторические эпизоды Русского государства отображены в полотнах С.В.Иванова ("Приезд иностранцев. 17 век").
    В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Произведения В.М.Васнецова переносят посетителя галереи в мир старины: "Богатыри" , "Витязь на распутье", "Иван Царевич на сером волке" - к колориту и образам русских былин и сказок, "Крещение Руси" - к очень важному поворотному моменту в истории Русского государства.
    Образ Древней Руси в картинах М.В.Нестерова предстаёт как почти идеальный, находящийся в гармонии с природой, мир, ярко выраженный в картине "Видение отроку Варфоломею". В галерее представлены и его портреты современников.
Совсем противоположное - обыденное и иногда грустное посетитель галереи видит в жанровых картинах А.Е.Архипова ("По реке Оке") и Н.В.Неврева ("Торг" ).
    Новатором русской живописи на рубеже веков был Валентин.А.Серов ("Девочка с персиками"), со своим светлым и поэтичным взглядом на мир. В его живописи постоянный поиск новых форм художественного претворения реальности.
    Картиной "Ремонтные работы на железной дороге" представлен мастер многофигурных композиций К.А.Савицкий и одним из немногих пейзажей - "Московский дворик" - В.Д.Поленов, много занимавшийся бытовым и историческим жанрами.
    П.М. Третьяков создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления 19 века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов.
    До сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства. После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Н. Грабарь . На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).
        РУБЕЖ 19/20 - 20 ВЕК
    Коллекция искусства 20 века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу (строительство было завершено в 1983 году). Здание обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров). Основная экспозиция в нём представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920-1960-е годы. Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства 20 века, в нём проходят крупные выставки, разнообразные по тематике и экспозиционному материалу.
    Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие (с 1985 по 1995 год) сделало на время здание на Крымском валу единственной экспозиционной площадью музея.
    Рубеж веков - это время ожидания перемен, породившее множество течений, объединений, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Картиной "Звон. Колокольня Ивана Великого" А.В.Лентулова представлен в галерее русский авангард, "вершиной" абстракционизма являются "Квадраты" К.С.Малевича.   С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников "левых" течений и мастеров русского авангарда.
    Важная дата для Третьяковской Галереи 3 июня 1918 год - в этот день музей был объявлен государственным, вследствие чего возникла Государственная Третьяковская Галерея. Директором музея был снова (с 1913 был попечителем) назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.   И.Э. Грабарь ("Хризантемы" ) был также инициатором формирования галереи по европейскому хронологическому стандарту.
    Одно из крупнейших явлений этого времени - создание объединения "Мир искусства", в которое вошли люди, уверенные в том, что прекрасное можно найти только в искусстве. "Мир искусства" представлен в галерее работами Н.К.Рериха ("Заморские гости" ), Серебряковой З.Е. ("Зелёная осень" )), Сомова К.А., Б.М.Кустодиева ("Праздник в деревне", К.С.Петрова-Водкина ("Купание красного коня") , К.Ф.Юон ("Конец зимы.Полдень") , Е.Е.Лансере ("Утро индустриальной Москвы").   В работах Б.М.Кустодиева что-то от народного лубка. Его "Ярмарки" и подобные другие картины из мещанского и купеческого быта, выполненные с лёгкой иронией, но не без любования полными краснощёкими полусонными красавицами.   Уравновешенные композиции и портреты З.Е.Серебряковой ("За туалетом" ) выполнены в национальных традициях русского искусства.   Много работавший как график, ведущий художник "Мира искусств" К.А.Сомов представлен графическим портретом   поэта А.А.Блока.
    Национальные традиции древнерусской живописи в работах К.С.Петрова-Водкина, использовавшего приёмы, свойственные иконописи, изобразительные метафоры, примером является картина "Купание красного коня", написанная накануне революционных событий.
    Пейзажами представлен в галерее один из основателей "Союза художников России" К.Ф.Юон ("Лубянская площадь зимой"), более поздней жанровой работой - Е.Е.Лансере ("Бойцы у трофейных орудий").
    В 20-30 годы основным направлением в живописи стал реализм. После последней в 1923 году 47 выставки Товарищества передвижников образуется Ассоциация художников революционной России, в которую вошло большинство художников. В работах художников бурные эпизоды революции и гражданской войны, люди, защищающие и строящие новое общество.
    Целый цикл работ Валентина А.Серова посвящён В.И.Ленину (В.И.Ленин провозглашает Советскую власть"), И.И.Бродского ("В.И.Ленин в Смольном") и других художников.   В романтическом ключе решает батальные сцены М.Б.Греков ("Трубачи Первой конной"), многие работы которого посвящены Первой Конной армии.
    Кроме живописных, в галерее большое количество графических работ, среди которых портреты Н.М.Аввакумова (портрет Я.М.Свердлова), иллюстрации И.М.Тоидзе ("Единоборство Тариэла с тигрицей") и С.С.Кобуладзе ("Ториэл у потока").
    Эпизод Отечественной войны 1812 года на полотне Н.П.Ульянова ("Лорингстон в ставке Кутузова"), театрального и исторического художника, портретиста.
    Романтикой дальних странствий и открытий веет от картины "В голубом просторе" А.А.Рылова. Будни советского села в работах Герасимова С.В. ("Колхозный праздник" ). Буйное цветовое богатство Армении, пронизанное светом, на картинах М.С.Сарьяна ("Старый Ереван . Лето").
    Пластическая мощь и выразительность в портретах П.П.Кончаловского (портрет Н.П.Кончаловской) и П.Д.Корина ("Александр Невский").
    В Великую Отечественную войну художники сражались с фашизмом не только непосредственно на фронтах, изложив свои впечатления позже на холсте и бумаге. Отражение подвига народа, связь его с героическим прошлым в работах С.В.Герасимова ("Мать партизана"), Ф.С.Богородского ("Слава павшим героям" ), К.Ф.Юона ("Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года"), Ю.М.Непринцева ("Отдых после боя"), А.П.Бубнова ("Утро на Куликовском поле"), П.Д.Корина ("Александ Невский"), В.Н.Яковлева (портрет И.В.Панфилова) и многих других.
    Во время Великой Отечественной войны экспонаты были перевезены в Новосибирск на специально выделенном эшелоне. В 1945 году Государственная Третьяковская галерея вернулась в Москву, где остается и поныне.
    Столетие музей отпраздновал, имея в своей коллекции более 35000 произведений художественного искусства. Третьяковская Галерея на всех этапах своей истории бурно развивалась, поэтому в 1985 году построили специальное хранилище музея.
    В 1980 году перед зданием Галереи установили памятник П. М. Третьякову (скульптор А. П. Кибальников, архитектор И. Е. Рожин).
    Мирный труд стал основной темой в бытовом жанре в послевоенные годы и на десятилетия - картина, ставшая классикой советского искусства, "Хлеб" Т.Н.Яблонской, "Дочь советской Киргизии" С.А.Чуйкова, "Свадьба на завтрашней улице" Ю.И.Пименова и многие другие работы советских художников.
    При реконструкции (1985-95) в структуру музея был пристроен храм Святителя Николая. Раньше этот памятник 17 века был домовым храмом музея.
    В пейзажном жанре преобладают работы с изображением гармонии человека с природой - Картины А.М.Грицай ("Летний сад" ), Г.А.Айтиева ("Полдень на Иссык-Куле"), Г.Г.Нисского ("Порт   на севере").
    С начала 21 века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, иконы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, есть ценный архив рукописей. В собрании свыше 180 тысяч экспонатов, в том числе - свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в. .
            ДОМ - МУЗЕЙ   В.М. ВАСНЕЦОВА                       В начало
    Дом-музей В.М.Васнецова (само здание было построено по эскизам В.М. Васнецова и москвичи его ласково называют - "Теремок") был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".
    В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов - живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта, благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.

        На странице представлено 102 почтовых выпусков, посвящённых ГТГ.  Полный СПИСОК из 381 репродукции в коллекции.

      При оформлении страницы были использованы данные и выдержки из сайтов и литературы - "Библиогафия"