Примечания

    На этих трёх страничках Вашему вниманию предлагаются триста с небольшим репродукций-миниатюр на почтовых марках, карточках и конвертах произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи, выпущенных по различным поводам, которые, конечно, не отражают всё многообразие собрания галереи, однако о немногом...
    Государственная Третьяковская галерея имеет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
    Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.
    Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником
Павлом Михайловичем Третьяковым (1832 Москва - 1898 Москва), такой сохранилась она до наших дней.

    Состав Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея":    
ТГ в Лаврушинском переулке
ТГ на Крымском Валу
Музей-храм Святителя Николая
Музей-квартира А.М.Васнецова
Дом-музей В.М.Васнецова
Музей-мастерская А.С.Голубкиной
Дом-музей П.Д.Корина
    В 1850-х П.М.Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".
Иконы Андрея Рублева "Спас", "Архангел Михаил" и "Троица" принадлежат к высшим достижениям русского и мирового искусства
    Первые иконы Павел Михайлович приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего шестьдесят две иконы. Но Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что "он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее"
    В настоящее время собрание древнерусского искусства насчитывает более пяти тысяч экспонатов всех периодов и направлений, в т.ч. около 4000 икон.
    Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома, в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых купила в 1851 году. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
    В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи.
    Одной из двух первых картин, приобретённых П.М.Третьяковым, послуживших началом знаменитого собрания, была картина Л.Г.Худякова *Стычка с финскими контрабандистами* (второй картиной была *Искушение* 1856г. Н.Г.Шильдера.
  В 1860 годы у П.М.Третьякова появился замысел - создание исторической портретной галереи выдающихся русских людей. Замысел был осуществлён в основном в 1870-80 годы, благодаря практике заказов портретов у известнейших русских портретистов.
    Галерея располагает портретами представителей всех слоёв русского общества, начиная с петровских времён по настоящее время, исполненными художниками, жившими и работавшими в нашей стране в разное время. "Крестьянский обед" - картина зачинателя бытового жанра в России М.Шибанова, живописца из крепостных.
    Наибольших успехов живопись второй половины 18 века достигает в жанре портрета благодаря работам Ф.С.Рокотова, А.П.Лосенко, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского.
    Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков, тем не менее, с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох 18 - первой половины 19 веков.
    В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда П.М. Третьяков и пополнял постепенно свою коллекцию. Благодаря выставке и приобретениям у других коллекционеров, в собрании представлены замечательные работы мастеров первой половины 19 века, но большая часть произведений этого периода в Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя.
    Ведущим направлением в живописи первой трети 19 века был классицизм, этот период в портретном преобладающем жанре представлен работами О.А. Кипренского. В это время
    формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет. Яркий пример романтического портрета - произведение О.А.Кипренского "Портрет А.С.Пушкина".
    Уже к моменту передачи картинной галереи в дар городу, в ней насчитывалось 518 графических произведений русской школы, со временем раздел графических работ значительно пополнился работами художников, связанных с Россией, полученными в дар и приобретёнными на аукционах.
    В работах В.А.Тропинина, находящихся в галерее, свой стиль изображения - придание естественности, ясности, уравновешенности несложным композициям,
нередко портретам-картинам с привнесением черт жанровой живописи. Своим творчеством он способствовал укреплению реализма в русской живописи.
Благодаря портретам современников, выполненными В.А.Тропининым, С.С.Щукиным, А.Д.Захаровым, П.Е.Заболотским, другими художниками, зритель галереи может иметь представление о царях, архитекторах, поэтах и других знаменитых и не знаменитых - простых людях, живших в России 19 века.
    В галерее находятся полотна яркого представителя классицизма в России - К.П. Брюллова. Это в основном портреты, выполненные в романтическом стиле.
    В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
    Галерея Третьякова обладает лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова.
    В отдельном специальном зале находится его шедевр "Явление Христа народу"
    В галерее представлены работы родоначальника бытового жанра в России - А.Г.Венецианова, посвятившего себя изображению крестьянской жизни, как она есть, с чертами сентиментализма, но без приукрашивания действительности.
П.М.Третьяков приобрел для галереи и портрет Н.В. Гоголя, бывшего в расцвете сил, написанный Ф.А. Моллером, находившимся с ним в Италии
        Русская жанровая живопись началась с работ художника П.А. Федотова, которые и подтолкнули П.М. Третьякова
к мысли о создании музея. Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России сороковых годов, с образами от карикатурных до трагических.
Искусствоведы до сих пор спорят - не изобразил ли самого себя на картине "Неравный брак" В.В. Пукерев.
    Зародившийся, как самостоятельный, в конце 18 века пейзажный жанр представлен с большой точностью исполненными работами первого русского мастера-пейзажиста
А.А. Алексеева, лирико-поэтическими произведениями с безмятежно ясной природой первого профессора-руководителя пейзажного класса академии С.Ф. Щедрина.
    К просчетам, приписываемым П.М.Третьякову относится то, что он недостаточно внимания проявлял знаменитому пейзажисту-маринисту И.К.Айвазовскому, автору почти 6000 произведений, многие из которых уже тогда считались шедеврами.
    Лирические картины Ф.А. Васильева полны глубокого настроения, они передают мельчайшие изменения в природе, сохраняя при этом обобщённость, достигавшиеся художником использованием тончайших световых отношений.
Исторические события и быт древней Руси отображены в картинах В.В.Верещагина, А.Д.Кившенко, А.П.Рябушкина, К.Д.Флавицкого.
    В галерее зритель может полюбоваться работами М.А. Врубеля, выполненными в полном таинственности и почти демоническом стиле, порой с беспредельной фантазией.
  Работы М.А.Врубеля, представителя "Мир искусства" А.Я. Головина - отражение новых веяний в искусстве на рубеже веков
    Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую думу".