Примечания

    Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин из частной коллекции живописи Й.Э. Гоцковского.   Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже.   В галереях здания Малого Эрмитажа расположены экспозиции живописи и
прикладного искусства Западной Европы.
    В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин западноевропейских художников.
    Из-за недостатка помещения, в 1771-1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.   Расположенная в Большом (Старом) Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения
    Состав Государственного
        Эрмитажа:    
Зимний дворец (1754-1762)
Малый Эрмитаж (1764-1775)
Большой Эрмитаж (1771-1787)
Новый Эрмитаж (1842-1851)
Дворец Меньшикова (1710-1720)
Здание главного штаба (1819-1829)
Эрмитажный театр (1783-1787)
Эрмитаж на карте
Вид Эрмитажа с Невы
Вид Эрмитажа сверху
В зале Эрмитажа. Россика
В зале Эрмитажа. Италия
В зале Эрмитажа. Фландрия
В зале Эрмитажа. Франция
    До середины 19 века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage - уединенное место), поскольку посещать музей могли лишь избранные.
    Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа, построенного в 1842-1851 гг.   В залах, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, а также живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.
    После 1917 г. музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств.   Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию.
    Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Ни один экспонат не был утерян за время войны
    Экспозиции, расположенные в Зимнем дворце, представляют парадные залы и апартаменты,
    . коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и
декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.   В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
    В залах Дворца Меншикова располагается экспозиция "Культура России 1 трети 18 века". (Экспозиция открыта в 1981 г.)
    .   В эрмитажном театре дают спектакли, а в его фойе устраивают выставки.
 
    РОССИЯ И РОССИКА
    В залах Зимнего дворца на постоянных экспозициях "Русское искусство и культура первой половины 19 века" и "Русское искусство и культура второй половины 19 века" экспонируются лучшие образцы живописи 18-19 столетий. В фонде русской живописи Эрмитажа хранится около 3 000 картин, из которых более половины составляют портреты.
    Эрмитажное собрание включает и работы, представляющие такие жанры живописи, как историческая картина, пейзаж, натюрморт, бытовой и анималистический жанры. Их число несопоставимо с коллекцией портретов, однако включает ряд интересных и важных для истории искусства работ выдающихся отечественных мастеров.
    В 1895 году часть произведений русских художников была передана Русскому музею.
    Россикой обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в 18 - I половине 19 веков. Вначале они приезжали в качестве гастролеров, но вскоре их роль стала значительно шире - по контрактам они начали обучать талантливую русскую молодежь. Они принесли в Россию разные жанры светской живописи - портретная живопись, пейзажи, сцены сражений и другие. Каждый обязан был не только выполнять заказы на картины, но и иметь русских учеников и помощников и преподавать им все, что знали.
    Среди иностранных живописцев Елизаветинского времени особенно выделяется Л.Токке, приглашенный графом М.Воронцовым и написавший портрет императрицы Елизаветы Петровны и многих её придворных. На почтовых марках и конвертах репродукции лишь немногих из иностранцев, работавших в разное время в России.
    На протяжении 10 лет, с 1819 по 1829 гг., английский живописец Джордж Доу работал в Санкт-Петербурге, выполнив множество портретов столичных аристократов. По заказу императора Александра I он с помогавшими ему художниками Вильгельмом Августом Голике и Александром Поляковым исполнил 329 поясных портретов (холст, масло   70 х 62,5 см) и четыре портрета в рост (холст, масло   361 х 258 см) участников Отечественной войны 1812 года, а также военных походов времён 1813-14 годов для Военной галереи Эрмитажа.
    Ещё 3 портрета в полный рост для галереи были выполнены: 2 - Ф.Крюггером и 1 - австрийцем И.П.Крафтом.
Позднее Военная галерея Эрмитажа была дополнена двумя работами баварского баталиста Петера фон Гесса - "Бородинское сражение" и "Отступление французов через реку Березину". В 1839 году П.фон Гесс посетил Россию, сделав множество зарисовок в местах сражений, и в 1840-1857 гг. по заказу императора Николая I создал 12 полотен "Сражения 1812 года", из которых сохранились 10.
    Всего 6 лет работал в России любимый художник венского двора и знати - И.Б.Лампи. В 1794 году был избран академиком Императорской Академии художеств, имел большой авторитет в России. Уезжая из Петербурга, оставил свою мастерскую любимому ученику В.Л.Боровиковскому. Не менее модным был француз Ж.Л.Вуаль, ставший в 1780 году придворным художником малого двора.
    Швед Б.Патерсен работал в портретной и жанровой живописи, но более известен пейзажами и городскими пейзажами. Он выполнил более 100 видов Санкт-Петербурга, среди них 33 картины маслом, остальные - акварельными красками и гравюры. В его произведениях необычайно тонко передана не только красота улиц, набережных, дворцов и парков, но и неповторимая атмосфера и колорит северного города.