Примечания

    Коллекция искусства 20 века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу (строительство было завершено в 1983 году). Здание обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров). Основная экспозиция в нём представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920-1960-е годы. Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства 20 века, в нём проходят крупные выставки, разнообразные по тематике и экспозиционному материалу.
    Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие (с 1985 по 1995 год) сделало на время здание на Крымском валу единственной экспозиционной площадью музея.
    Рубеж веков - это время ожидания перемен, породившее множество течений, объединений, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Картиной "Звон. Колокольня Ивана Великого" А.В.Лентулова представлен в галерее русский авангард, "вершиной" абстракционизма являются "Квадраты" К.С.Малевича.   С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников "левых" течений и мастеров русского авангарда.
    Важная дата для Третьяковской Галереи 3 июня 1918 год - в этот день музей был объявлен государственным,
вследствие чего возникла Государственная Третьяковская Галерея. Директором музея был снова (с 1913 был попечителем) назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.   И.Э. Грабарь был также инициатором формирования галереи по европейскому хронологическому стандарту.
    Одно из крупнейших явлений этого времени - создание объединения "Мир искусства", в которое вошли люди, уверенные в том, что прекрасное можно найти только в искусстве. "Мир искусства" представлен в галерее работами Н.К.Рериха, Серебряковой З.Е., Сомова К.А., Б.М.Кустодиева, К.С.Петрова-Водкина, К.Ф.Юон, Е.Е.Лансере.
  В работах Б.М.Кустодиева что-то от народного лубка. Его "Ярмарки" и подобные другие картины из
мещанского и купеческого быта, выполненные с лёгкой иронией, но не без любования полными краснощёкими полусонными красавицами.   Уравновешенные композиции и портреты З.Е.Серебряковой выполнены в национальных традициях русского искусства.   Много работавший как график, ведущий художник "Мира искусств" К.А.Сомов представлен графическим портретом поэта А.А.Блока.
    Национальные традиции древнерусской живописи в работах К.С.Петрова-Водкина, использовавшего приёмы, свойственные иконописи, изобразительные метафоры, примером является картина "Купание красного коня", написанная накануне революционных событий.
    Пейзажами представлен в галерее один из основателей "Союза художников России" К.Ф.Юон, более поздней жанровой работой - Е.Е.Лансере.
    В 20-30 годы основным направлением в живописи стал реализм. После последней в 1923 году 47 выставки Товарищества передвижников образуется Ассоциация художников революционной России, в которую вошло большинство художников. В работах художников бурные эпизоды революции и гражданской войны, люди, защищающие и строящие новое общество.
    Целый цикл работ Б.В.Иогансона посвящён В.И.Ленину, который изображён на картинах Валентина А.Серова, И.И.Бродского и других художников.   В романтическом ключе решает батальные сцены М.Б.Греков, многие работы которого посвящены Первой Конной армии.
    Кроме живописных, в галерее большое количество графических работ, среди которых портреты Н.М.Аввакумова, иллюстрации И.М.Тоидзе и С.С.Кобуладзе.
    Эпизод Отечественной войны 1812 года на полотне Н.П.Ульянова, театрального и исторического художника, портретиста.
    Романтикой дальних странствий и открытий веет от картины "В голубом просторе" А.А.Рылова. Будни советского села в работах Герасимова С.В. Буйное цветовое богатство Армении, пронизанное светом, на картинах М.С.Сарьяна.
    Пластическая мощь и выразительность в портретах П.П.Кончаловского и П.Д.Корина.
    В Великую Отечественную войну художники сражались с фашизмом не только непосредственно на фронтах, изложив свои впечатления позже на холсте и бумаге. Отражение подвига народа, связь его с героическим прошлым в работах С.В.Герасимова, Ф.С.Богородского, К.Ф.Юона, Ю.М.Непринцева, А.П.Бубнова, П.Д.Корина, Е.Е.Лансере и многих других.
    Во время Великой Отечественной войны экспонаты были перевезены в Новосибирск на специально выделенном эшелоне. В 1945 году Государственная Третьяковская галерея вернулась в Москву, где остается и поныне.
    Столетие музей отпраздновал, имея в своей коллекции более 35000 произведений художественного искусства. Третьяковская Галерея на всех этапах своей истории бурно развивалась, поэтому в 1985 году построили специальное хранилище музея.
    В 1980 году перед зданием Галереи установили памятник П. М. Третьякову (скульптор А. П. Кибальников, архитектор И. Е. Рожин).
    Мирный труд стал основной темой в бытовом жанре в послевоенные годы и на десятилетия - картина, ставшая классикой советского искусства, "Хлеб" Т.Н.Яблонской, "Дочь советской Киргизии" С.А.Чуйкова, "Свадьба на завтрашней улице" Ю.И.Пименова и многие другие работы советских художников.
    При реконструкции (1985-95) в структуру музея был пристроен храм Святителя Николая. Раньше этот памятник 17 века был домовым храмом музея.
    В пейзажном жанре преобладают работы с изображением гармонии человека с природой - Картины А.М.Грицай, Г.А.Айтиева, Г.Г.Нисского.
 
    С начала 21 века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, иконы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, есть ценный архив рукописей. В собрании свыше 180 тысяч экспонатов, в том числе - свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.
.
ДОМ - МУЗЕЙ   В.М. ВАСНЕЦОВА             НАЗАД
    Дом-музей В.М.Васнецова (само здание было построено по эскизам В.М. Васнецова и москвичи его ласково называют - "Теремок") был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".
    В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов - живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта, благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.


    При оформлении страниц были использованы данные и выдержки из сайтов: _http://www.tretyakovgallery.ru/, "Википедия", _http://www.worldofnature.ru/stati/istoriya/1867-istoriya-sozdaniya-tretyakovskoj-galerei, _http://muzei-mira.com/muzei_rossii/14-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya.html