|
С возникновением Товарищества передвижных художественных выставок собирательство П.М.Третьякова тесно связано с этим
объединением художников, в которое входили лучшие представители изобразительного искусства того времени в России. П.М.Третьяков разделял с ними убеждение в том, что
искусство призвано служить народу в стране, в том числе, и в русских провинциях. Неудивительно поэтому, что работы художников - передвижников составляли большую часть собрания П.М.Третьякова
при его жизни и значительную в музее в наше время, спустя полтора столетия. |
|
В нашей стране за период с начала выпуска марок по сегодняшний день репродукции работ художников - передвижников
составляют почти половину из более трёхсот репродукций произведений, находящихся в Третьяковской галереи, на почтовых марках. |
|
|
|
|
В 1863 году в результате, так называемого, "бунта 14" в Петербургской Академии и созданием вначале "Артели", а позже "Товарищества передвижных художественных выставок"
(просуществовало до 1923 года) образовался коллектив художников, объединённых чёткой идейной программой - отображать жизнь со всеми её социальными проблемами. Возглавил Товарищество И.Н.Крамской (1837 - 1887). |
 |
 |
| И.Н.Крамской был не только замечательным организатором и критиком, он создал галерею образов крупнейших деятелей
русской культуры своего времени, сумел выразить в своей картине "Христос в пустыне" духовную драму человека - своего современника. |
|
 |
|
|
|
|
|
Визит П.М. Третьякова к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной".
|
|
|
|
|
|
Морально-этические проблемы, как и у И.Н.Крамского, подняты и в картинах с историческими и христианскими сюжетами передвижником Н.Н.Ге.
|
|
|
|
Портреты Н.Н.Ге отличаются своей эмоциональностью, иногда драматизмом, как, например, портрет А.И.Герцена.
|
|
|
|
Товарищество было создано по инициативе Г.Г.Мясоедова, поддержано Н.Н.Ге, В.Г.Перовым, И.Н.Крамским, А.К.Саврасовым, К.Е.Маковским, И.И.Шишкиным,
другими членами - учредителями, подписавшими первый Устав.
|
Острой сатирой, сменившейся позже юмором, проникнуты жанровые картина В.Г.Перова, в галерее одни из лучших портретных работ художника.
Вокруг него формировались художники - жанристы открыто социальной направленности. |
|
|
|
|
Демократизмом проникнуты работы и пейзажного жанра. Красота среднерусского простого ландшафта в лирических, интимных картинах А.К.Саврасова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работам И.И.Шишкина присуще не только монументальность размеров, они создают впечатление могущества, силы, величия и незыблемости русской природы -
|
спелая рожь, вечнозелёные сосны, вековые дубы. В них приоритет светотени и рисунка над цветом, статичность. Продолжая лучшие традиции работ А.К.Саврасова
и П.В.Васильева |
|
|
|
|
|
|
создаёт свои знаменитые картины "Золотая осень", "Март", "Над вечным покоем" И.И.Левитан, с подчеркнуто яркими красками, присущими весне и осени.
|
Работы И.Е.Репина и В.И.Сурикова считаются вершиной демократического реализма второй половины 19 века,
которые, каждый по-своему, создали героический образ народа. И.Е.Репин проявил себя буквально во всех жанрах, оставив в каждом неизгладимый след. |
|
|
|
|
 |
|
В 1913 году 16 января произошел инцидент: от рук вандала пострадала картина И.Е.Репина под названием "Иван Грозный и сын его Иван".
Работа была разрезана ножом, однако ее удалось восстановить полностью. |
Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
|
|
|
|
|
И.Е.Репин оставил потомкам образы знаменитых
людей, прославивших русскую культуру, находя каждый раз наиболее выразительные приёмы для раскрытия образа портретируемого.
|
Масштабные произведения выдающегося мастера исторического жанра В.И.Сурикова знакомят посетитей музея
|
|
|
с героическими, а порой и драматическими, событиями в истории России - "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове", правдиво передавая характерные черты русского народа.
Его картины примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма.
|
|
|
В картине "На бульваре", посвятивший себя жизнеописанию крестьянства, В.Е.Маковский показал трагизм в отношениях села и города нищей пореформенной России.
|
|
 |
|
Любимой темой А.М.Васнецова был 17 век, но в архитектурном плане. Облик древней Москвы, её улиц и строений запечатлены им на картинах.
Исторические эпизоды Русского государства отображены в полотнах С.В.Иванова.
|
В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды,
в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. |
|
|
 |
Произведения В.М.Васнецова переносят посетителя галереи в мир старины: "Богатыри", "Алёнушка", "Иван Царевич на сером волке" - к колориту и образам русских былин и сказок,
"Крещение Руси" - к очень важному поворотному моменту в истории Русского государства.
|
Новатором русской живописи на рубеже веков был Валентин.А.Серов, со своим светлым и поэтичным взглядом на мир. В его живописи
постоянный поиск новых форм художественного претворения реальности. |
|
 |
|
|
Картиной "Ремонтные работы на железной дороге" представлен мастер многофигурных композиций К.А.Савицкий и одним из немногих пейзажей - "Московский дворик" -
В.Д.Поленов, много занимавшийся бытовым и историческим жанрами. |
|
 |
 |
|
|
совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников,
Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления 19 века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее.
В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов.
До сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства. |
После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.
В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913)
бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).
|
|
|