Примечания

    С возникновением Товарищества передвижных художественных выставок собирательство П.М.Третьякова тесно связано с этим объединением художников, в которое входили лучшие представители изобразительного искусства того времени в России. П.М.Третьяков разделял с ними убеждение в том, что искусство призвано служить народу в стране, в том числе, и в русских провинциях.
  Неудивительно поэтому, что работы художников - передвижников составляли большую часть собрания П.М.Третьякова при его жизни и значительную в музее в наше время, спустя полтора столетия.
      В нашей стране за период с начала выпуска марок по сегодняшний день репродукции работ художников - передвижников составляют почти половину из более трёхсот репродукций произведений, находящихся в Третьяковской галереи, на почтовых марках.
    В 1863 году в результате, так называемого, "бунта 14" в Петербургской Академии и созданием вначале "Артели", а позже "Товарищества передвижных художественных выставок" (просуществовало до 1923 года) образовался коллектив художников, объединённых чёткой идейной программой - отображать жизнь со всеми её социальными проблемами.   Возглавил Товарищество И.Н.Крамской (1837 - 1887).
    И.Н.Крамской был не только замечательным организатором и критиком, он создал галерею образов крупнейших деятелей русской культуры своего времени, сумел выразить в своей картине "Христос в пустыне" духовную драму человека - своего современника.
    Визит П.М. Третьякова к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной".
    Морально-этические проблемы, как и у И.Н.Крамского, подняты и в картинах с историческими и христианскими сюжетами передвижником Н.Н.Ге.
    Портреты Н.Н.Ге отличаются своей эмоциональностью, иногда драматизмом, как, например, портрет А.И.Герцена.
    Товарищество было создано по инициативе Г.Г.Мясоедова, поддержано Н.Н.Ге, В.Г.Перовым, И.Н.Крамским, А.К.Саврасовым, К.Е.Маковским, И.И.Шишкиным, другими членами - учредителями, подписавшими первый Устав.
    Острой сатирой, сменившейся позже юмором, проникнуты жанровые картина В.Г.Перова, в галерее одни из лучших портретных работ художника. Вокруг него формировались художники - жанристы открыто социальной направленности.
    Демократизмом проникнуты работы и пейзажного жанра. Красота среднерусского простого ландшафта в лирических, интимных картинах А.К.Саврасова.
    Работам И.И.Шишкина присуще не только монументальность размеров, они создают впечатление могущества, силы, величия и незыблемости русской природы -
спелая рожь, вечнозелёные сосны, вековые дубы.   В них приоритет светотени и рисунка над цветом, статичность. Продолжая лучшие традиции работ А.К.Саврасова и П.В.Васильева
создаёт свои знаменитые картины "Золотая осень", "Март", "Над вечным покоем" И.И.Левитан, с подчеркнуто яркими красками, присущими весне и осени.
    Особое место занимают пейзажи с поразительными романтичными эффектами освещения, созданные А.И.Куинджи,   В галерее одна из работ А.И.Остроухова, собравшего и передавшего позже Третьяковке лучшую той поры в России коллекцию икон. Самые острые проблемы общественной жизни подняты в работах Г.Г.Мясоедова.
    Работы И.Е.Репина и В.И.Сурикова считаются вершиной демократического реализма второй половины 19 века, которые, каждый по-своему, создали героический образ народа. И.Е.Репин проявил себя буквально во всех жанрах, оставив в каждом неизгладимый след.
    В 1913 году 16 января произошел инцидент: от рук вандала пострадала картина И.Е.Репина под названием "Иван Грозный и сын его Иван". Работа была разрезана ножом, однако ее удалось восстановить полностью.
Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
    И.Е.Репин оставил потомкам образы знаменитых людей, прославивших русскую культуру, находя каждый раз наиболее выразительные приёмы для раскрытия образа портретируемого.
Масштабные произведения выдающегося мастера исторического жанра В.И.Сурикова знакомят посетитей музея
с героическими, а порой и драматическими, событиями в истории России - "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове", правдиво передавая характерные черты русского народа. Его картины примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма.
    В картине "На бульваре", посвятивший себя жизнеописанию крестьянства, В.Е.Маковский показал трагизм в отношениях села и города нищей пореформенной России.
    Любимой темой А.М.Васнецова был 17 век, но в архитектурном плане. Облик древней Москвы, её улиц и строений запечатлены им на картинах.   Исторические эпизоды Русского государства отображены в полотнах С.В.Иванова.
    В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи.
Произведения В.М.Васнецова переносят посетителя галереи в мир старины: "Богатыри", "Алёнушка", "Иван Царевич на сером волке" - к колориту и образам русских былин и сказок, "Крещение Руси" - к очень важному поворотному моменту в истории Русского государства.
    Образ Древней Руси в картинах М.В.Нестерова предстаёт как почти идеальный, находящийся в гармонии с природой, мир, ярко выраженный в картине "Видение отроку Варфоломею". В галерее представлены и его портреты современников.
Совсем противоположное - обыденное и иногда грустное посетитель галереи видит в жанровых картинах А.Е.Архипова и Н.В.Неврева.
    Новатором русской живописи на рубеже веков был Валентин.А.Серов, со своим светлым и поэтичным взглядом на мир. В его живописи постоянный поиск новых форм художественного претворения реальности.
    Картиной "Ремонтные работы на железной дороге" представлен мастер многофигурных композиций К.А.Савицкий и одним из немногих пейзажей - "Московский дворик" - В.Д.Поленов, много занимавшийся бытовым и историческим жанрами.
    В галерее можно посмотреть картины мастера бытовых сцен и жанровых композиций Н.А.Касаткина, пейзаж, как правило, с анималистическим жанром работы А.С.Степанова.
    П.М. Третьяков создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова
совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления 19 века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов.
    До сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.
После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).