Примечания

    ИСПАНИЯ
    Испанская живопись в Эрмитаже представлена произведениями всех великих мастеров.   "Апостолы Пётр и Павел" Эль Греко - повествование о земных конфликтах, преломлённых в человеческих характерах.   Теплота цветовой гаммы в картине Ф. де Сурбарана "Отрочество мадонны".   За улыбкой чувствуется железная воля авантюриста в портрете "Граф Олеварес" знаменитого Диего Веласкеса, а среди написанных им за столом в картине
"Завтрак", сидящий справа, возможно, его автопортрет.
Дети изображены с большой любовью на многих картинах другого знаменитого испанца Бартоломео Эстебана Мурильо. Не раз он обращался и к сюжету "Непорочное зачатие".
    В 16 веке в Испании, господства абсолютизма и инквизиции, в живописи сильно преобладали религиозная тема и парадный портрет. В середине
17 века получили развитие бытовой жанр, натюрморт.
    Великий испанский мастер Франсиско Гойя представлен в Эрмитаже только одной картиной - "Портрет Антонии Сарате" Виртуозно, с присущей художнику свободой и лёгкостью написаны головной убор и прозрачный шарф, в глазах за внешним спокойствием скрыта тревога (портрет написан незадолго до смерти актрисы).
С картинами самого известного художника-авангардиста Пабло Руиса Пикассо можно познакомиться в нескольких залах на третьем этаже Эрмитажа. Представлено большое собрание работ разных периодов его творчества. Это и голубой (марка Сан-Томе и Присипе - "Мальчик с собакой") и розовый периоды творчества художника, его фигуративная живопись и картины в знаменитом авторском направлении в живописи - кубизм   (блок Афганистана - "Завод в Хорта де Сан Хуан".

    ГЕРМАНИЯ
В эрмитажной коллекции нет живописных работ знаменитых немецких мастеров 16 века - А.Дюрера, Г.Гольбейна, М.Грюневальда. На блоке Монголии и марке СССР 1987 г. две из множества графических работ А.Дюрера в музее. Мадонна у Лукаса Кранаха Старшего
символ искупления ("Мадонна под яблоней"), яблоко - символ греха, корочка хлеба у младенца - тело господня. В манере маньеризма выполнен им и "Женский портрет".
"Портрет молодого человека" Амброзиуса Гольбейна стоит в ряду лучших картин немецкой экспозиции музея.   Авторское повторение автопортрета из Уффици Антона Рафаэля Менгса, "Автопортрет с мольбертом" Юргена Овенса, картина "На парусном корабле" крупнейшего романтика Каспара Давида Фридриха, передавшего единение человека с природой и "Похищение сабинянок" Иоганна Генриха Щёнфельда по праву
отобраны для эрмитажной серии немецкой живописи   1983 года в России.

    ФРАНЦИЯ
    Собрание французского искусства в Эрмитаже - второе в мире после Лувра. "Семейство молочницы" Луи Ленена - пример реалистических тенденций во французской живописи 17 века. Никола Пуссен создал новое направление в живописи, опирающееся на античное наследие - классицизм. К классицизму относятся "Танкред и Эрминия" и "Пейзаж с Полифемом".
    "Виолончель и ноты" анималиста и мастера гобеленов Ж.Б.Удри на марке Кампучии, "Пигмалион и Галатея" - картина мастера пасторалей Франсуа Буше. Большим мастером бытовых сцен и натюрмортов был Жан-Батист Шарден. Картины, выполненные в манере Антуана Ватто, пользовались большим спросом у его современников.
    Картина "Охота на львов в Марокко" и "Марокканец, седлающий коня - две из трёх работ в Эрмитаже главы французского романтизма Эжена Делакруа. "Продажа невольницы" - работа исторического и бытового живописца Ж.Б.Жерома. "Балованное дитя" - одна из сентиментальных популярных у современников автора - Ж.Б. Грёза работ.
    В собрании Эрмитажа много работ импрессионистов. Картина "Причесывающаяся женщина" Эдгора Деги, три произведения Огюста Ренуара - "Девочка с прутиком", "Девушка с веером", "Дама в черном", ещё три картины Поля Гогена - "Женщина, держащая плод", "Материнство", "Таитянские пасторали", картина родоначальника импрессионизма
Клода Моне "Дама в саду" на представленных Вашему вниманию почтовых миниатюрах. В отличие от других живописцев, импрессионисты свои картины от начала и до конца создавали на пленэре, основываясь на непосредственных зрительных впечатлениях.

    АНГЛИЯ
    В относительно небольшой экспозиции английского искусства представлены более полно портретная и пейзажная живопись. "Портрет герцогини де Бофор" ("Дама в голубом") - произведение блестящего колориста Томаса Гейнсборо. "Амур, развязывающий пояс Венеры" - одна из заказанных Г.А.Потёмкиным Джошуа Рейнольдсу картин для Эрмитажа.
    На трёх марках портреты из собрания Эрмитажа: "Портрет Е.К.Воронцовой" выполненный Джорджа Хейтером, "Портрет Д.Г.Каминг" работы Джона Рассела и "Мужской портрет", мастерски выполненный неизвестным английским художником 16 века
    "Приближение грозы" - одна из лучших картин
пейзажиста Джорджа Морленда, где маленьким фигурам - застигнутых непогодой путника, лошади и собаки, противостоит стихия природы с мрачным небом и огромным надвигающимся облаком.
К числу первоклассных произведений коллекции относится и "Портрет миссис Хэрриэт Гриер", написанный Джорджем Ромни. Изображая элегантную светскую даму, художник не стремится к глубокой характеристике, но великолепно показывает красоту и женственность модели.


        При оформлении экспоната были использованы выдержки и данные сайтов: __http://www.zdravrussia.ru/muzej,     __http://www.crown6.org/publ/3-1-0-6860,     __http://www.hermitagemuseum.org/,     __http://www.nearyou.ru/rossik/0rossika.html
и книги "Путеводитель. Государственный Эрмитаж, Ленинград. Картинная галерея. Издательство "Аврора" 1987 г."